dsc01400

Зимние покатухи!

Ура товарищи! Мы снова на коне! Как оказалось — езда на велосипеде зимой имеет свои особенности, но в целом не сильно отличается от лета.

Дата: 18.12.2011
Протяженность: 28 км

Зимние покатухи

Да на улице холодно и это доставляет неудобства не только лично Вам, но и велосипеду, так как от холода сжимаются тросы тормозов и переключения скоростей, следовательно их настройки сбиваются, а амортизационная вилка имеет свойства замерзать при морозах. Да, на улице скользко и идет снег, но если у вас грязевая резина, совершенно необязательно ставить шипованную, по снегу достаточно переключить на более низкую скорость, а на льду стараться не делать резких движений.

Те, кто катаются на велосипеде круглый год, делятся на две категории: те, кто готовит свой велосипед к зиме, и те, кто особо ничего не делают. После общения с людьми, не дающими своему железному коню отдыхать в зимнее время, я решил забить на подготовительные работы, и всего лишь тщательно мыть и смазывать велосипед. Поскольку резина у меня зубастая, сцепление она обеспечивает приличное, а вот обладателям слика и даже полуслика стоит подумать о смене резины. Также, пока на улице не сильные морозы, я не стал менять масло в вилке, ну а дальше будет видно.

Прокатились мы по городу и частично по лосинке с заездом на «тряпку». Попробую описать впечатления, а также плюсы и минусы зимнего катания.

Что касается города. Дороги часто посыпают реагентами и солью которые могут очень быстро погубить велосипед если за ним не ухаживать. Люди и водители, относящиеся к велосипедистам с подозрениями и в летнее-то время, зимой смотрят на вас с широко открытыми глазами не зная, чего ожидать от столь необычного явления, и просто шарахаются. На самом деле, учитывая сцепление колес с поверхностью, Вы и сами не всегда знаете, что сейчас может произойти. Дабы держаться подальше от машин и людей, ехать мы пытались по дворам избегая оживленные дороги. По снегу ехать нормально, а вот встречающийся периодически гололед — это нечто, при резких движениях колеса прокручиваются и скользят. В одном дворе лед был настолько чистым и гладким, что нас на велосипедах сдувало в сторону под порывами ветра. После падения одного из нас ехали мы по нему очень тихо, аккуратно, понемногу поворачивая руль для изменения направления и буквально боясь чихнуть. Эффективность торможения сильно падает, самые плохие тормоза в зимнее время — V-break, лучше — дисковые тормоза на оба колеса (или хотя бы на переднее), в идеале — дисковые с гидравликой. Снег и ледяная корка для V-break равносильны смазке, а у дисковых тормозов периодически забивается «суппорт». В итоге, в зимнее время по городу ехать намного хуже чем в летнее, минусов значительно больше чем плюсов!

Что касается полей, лесов и прочего загородного бездорожья. Тут обстановка совсем другая. Кататься зимой одно удовольствие. Во-первых из-за отсутствующего оживленного движения тут больше снега чем льда, следовательно ехать и проще, и в случае падения приземляешься на мягкое. Во-вторых, в отличии от летнего времени, когда и так жарко, а при повышении интенсивности педалирования становиться только хуже, здесь все наоборот. Замерзли — поднажмите и сразу согреетесь. В-третьих не так мучает жажда. В-четвертых, любые препятствия, представляющие сложность в летнее время, преодолеваются намного проще, те же ямы и бревна пролетаются на раз. Правда тут есть и минус, если морозы не сильные то лед, покрывающий глубокие лужи и замаскированный снегом, имеет склонность проваливаться, что может привести к мокрым ногам, что при морозах ни есть зер гуд. Зато на дороге меньше пешеходов (правда зимой они представляют большую опасность чем летом) и скорость бега преследующих Вас собак ниже. Средняя скорость движения велосипедиста примерно в 2 раза превосходит скорость лыжника. А как красиво зимой в лесу! Действительно, попробуйте покататься зимой — не пожалеете, Вам непременно понравиться. Минус правда в том, что больше нескольких часов ехать сложно: поздно светлеет, рано темнеет, со временем напоминает о себе холод, да и сил на педалирование уходит больше. Зато ежедневная и круглогодичная езда на велосипеде — наилучший способ всесторонней подготовки человека к преодолению неблагоприятных факторов внешней среды и укрепления своего здоровья. Регулярные зимние велопрогулки самым благоприятным образом влияют на сердечно-сосудистую, нервную и другие системы организма человека, укрепляя их и воспитывая выносливость.

Если Вы все-таки решились выбраться в зимнее время покататься, дам вам пару советов, в которых я уже успел лично убедиться и которые подсказали мне знающие люди.

Экипировка.

Требования к верхней одежде довольно просты: она не должна позволять вам мерзнуть, но следует учитывать, что влага очень быстро вытягивает тепло из тела, поэтому одеваться слишком тепло тоже не стоит. Одежда не должна сковывать движения, парусить и попадать в движущиеся части велосипеда. Особое внимание следует уделить кистям рук и стопам. Одевайте шерстяные носки, теплые перчатки (можно и 2 пары), но учитывайте, что переключение скоростей и торможение производится пальцами рук. Лицо лучше максимально закрыть и не пренебрегать очками (главное чтобы дужки не были из метала), ибо на скорости снег слепит только так. На всякий случай следует брать с собой запасные носки и перчатки (во время катания я в этом лично убедился). Одеваться лучше всего слоями, чтобы регулировать в случае необходимости тепло, например первый слой — термпобелье, второй — толстовка или свитер и третий — куртка из непродуваемого материала. Поскольку педали начинают скользить, обувь должна иметь нескользящую подошву, лучше если она будет рифленой. Если вы носите шлем (лично я им пренебрегаю, хотя это глупо и когда-нибудь я может пожалею об этом), то под него следует одевать тонкую шапку закрывающую уши и лоб.

Амортизаторы.

С велосипедом все сложнее. Необходимо тщательным образом подготовить велосипед перед выездом. Не стоит пренебрегать крыльями, чем они длиннее — тем лучше для вашего велосипеда. Следует заменить масло в амортизаторе на масло с низким уровнем вязкости, все эластомеры стоит заменить либо на самые мягкие, либо на пружины. Тем у кого стоят воздушные-масляные или пружинно-масляные амортизаторы проще. Также существуют гофры — специальные чехлы, прикрывающие рабочую поверхность ног.

Покрышки.

Из покрышек лучший вариант —  резина с частыми металлическими шипами. На таких шинах можно комфортно себя чувствовать где угодно, но лучше всего использовать их при езде по асфальту. Минус таких покрышек — огромная цена. Более дешевые покрышки с редкими шипами или злая резина с ярко выраженными резиновыми шипами прекрасно подойдут для катания по утрамбованному снегу, где нет обледеневших участков. А вот дешевые покрышки на морозе теряют эластичность и растрескиваются, кроме того, их протектор часто забивается снегом.

Не следует перекачивать колеса. Подспушенные шины сделают ход велосипеда легче а сцепление с поверхностью лучше. Лично я по совету своего брата, катающегося на велосипеде уже ни одну зиму, забил на шипованные покрышки и использую качественную грязевую резину, ехать на ней вполне комфортно. Покрышки и камеры стоит периодически снимать, проверяя состояние ободов изнутри и вычищая накопившуюся там соль и грязь.

Цепь.

Больше всего зимой страдает цепь. Под воздействием внешней среды она очень быстро ржавеет а ее ресурс сокращается в 2-3 раза. Это происходит потому, что зимой вода, попавшая внутрь цепи, замерзает и остается там надолго. Чистить и смазывать цепь необходимо регулярно. Лучше использовать тефлоновую смазку, причем наносить её тонким слоем, чтобы она не собирала на себя грязь. Можно продлить жизнь и цепи и звездам, купив три цепи и используя их «по кругу».

Ходовая.

Каретки, втулки колес и рулевая колонка также зимой подвержены более быстрому разрушению чем в летнее время. Многие втулки имеют резиновые сальники, защищающие подшипники от попадания грязи, но на морозе резина теряет эластичность. Как результат соль, песок и реагенты попадают в подшипники, а влага наоборот не выходит из втулок, что сокращает срок службы подшипников. При интенсивной эксплуатации велосипеда пару раз за зиму следует разобрать втулки колес и каретку для осмотра подшипников и при необходимости заменить смазку. Все резьбовые соединения желательно покрыть графитовой смазкой.

Рамы.

На морозе алюминиевые рамы становятся хрупкими, а карбоновые чувствительны к резкому перепаду температур. Перед выносом велосипеда на мороз стоит подержать его 10-15 минут в парадном подъезде для привыкания рамы к низкой температуре, а после поездки, прежде чем закатить его в теплое помещение, подождать ещё минут 10-15, тщательно помыв и протерев. После мытья его стоит смазать чтобы вытеснить воду и предотвратить появление коррозии. Обычно смазывают: цепь, рубашки и пружины переключателей. Стальные и хромомолибденовые рамы склонны к коррозии, особенно при контакте с солью. Основными очагами коррозии являются царапины, вмятины и сколы. Их надо зачистить, обезжирить, загрунтовать и покрасить.

Тормоза.

При трении о мокрую поверхность, тормозные колодки стираются гораздо быстрее, так что не стоит забывать регулировать тормоза или поставить специальные колодки для мокрой погоды и снега, которые обеспечивают большую эффективность торможения (минусом является то, что такие колодки быстрее стирают обода). Дисковые тормоза значительно более надежны, так как их работа мало зависит от окружающих погодных условий. В идеале велосипед стоит оборудовать дисковыми гидравлическими тормозами.

Скорость.

Зимой переключатели часто перестают нормально работать в следствии попадания в их пружины снега и ледяной крошки. Обычно это не приводит к поломке велосипеда, но не позволяет Вам переключать скорость. Чаще всего проблема возникает при переключении с больших на меньшие звездочки, поскольку усилия возвратной пружины не хватает для перемещения рамки переключателя в нужное положение. Для решения этой проблемы следует смазать тросики, но необходимо учитывать, что смазка для «рубашек» должна быть максимально жидкая и холодостойкая, чтобы не замерзнуть с тросом. Также необходимо содержать в порядке все резиновые уплотнители, предотвращающие загрязнение, особенно это требование относится к уплотнителям на заднем переключателе.

Электрика.

Поскольку в зимнее время темнеет рано, подумать об освещении лишним не будет. При этом обычные светоотражатели стоит оставить только на спицах колес, а спереди и сзади установить фонари белого и красного цвета соответственно. Для освещенной городской улицы достаточно простого светодиодного фонаря, дорогу он освещает не очень, но велосипед делает заметным. К тому же учитывая, что на морозе любые батарейки и аккумуляторы теряют емкость и разряжаются быстрее, небольшое потребление энергии этих фонарей позволит использовать их довольно длительное время.

Фары с галогенными лампочками накаливания светят значительно ярче. Такие фары часто комплектуются аккумуляторами, могут иметь разные режимы работы, но их недостатками является большой вес, высокая цена и короткий срок работы от аккумулятора.

Большинство велокомпьютеров также не рассчитаны на работу при отрицательной температуре так как жидкокристаллические экраны медленно воспроизводят информацию.

Ну и на последок выложу сделанные нами фотографии, в последствии будем выкладывать новые фотки и описывать забавные ситуации.

Зимние покатухи

Зимние покатухи

Зимние покатухи

Зимние покатухи

Зимние покатухи

Зимние покатухи

Зимние покатухи

Зимние покатухи

Зимние покатухи

Зимние покатухи

Добавить комментарий